Особенности становления абсолютной монархии в России
Особенности становления абсолютной монархии в России.
Становление абсолютной монархии в России относится к концу XVII в. Для нее характерны следующие признаки:
• вся полнота государственной власти находится в руках одной личности;
• наличие профессионального бюрократического аппарата;
• создание сильной постоянной армии;
• отсутствие сословно-представительных органов и учреждений.
Для российского абсолютизма характерны следующие особенности:
• абсолютизм в России складывался в условиях развития Крепостничества, а не в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов, как в Европе;
• социальной опорой российского абсолютизма были крепостническое дворянство и служилое сословие, в то время как европейский абсолютизм опирался на союз дворянства с городами.
Установление абсолютной монархии в России сопровождалось вмешательством государства во все сферы общественной и частной жизни. Усиление роли государства также выразилось в детальной регламентации прав и обязанностей сословий и социальных групп. Еще одним направлением экспансии стала политика дальнейшего закрепощения крестьян.
Идеология абсолютизма может быть определена как патриархальная. По специальному указанию Петра I Феофаном Прокоповичем был написан труд «Правда воли монаршей», в котором оправдывалась необходимость власти абсолютного монарха. Глава государства изображался «отцом народа», который знает, чего хотят его дети, поэтому о.и вправе их воспитывать, поучать и наказывать. Отсюда и желание контролировать все сферы общественной и частной жизни.
Возглавляет государство абсолютный монарх. Ему всецело и неограничено принадлежит высшая законодательная, исполнительная и судебная власть. Он также является главнокомандующим армии. С подчинением церкви монарх осуществляет руководство и государственной религиозной системой.
Изменяется порядок престолонаследия. В силу политических мотивов Петр I лишил законного престолонаследника царевича Алексея права наследования. В 1722 г. был издан Указ о наследии престола, закреплявший право монарха по собственной воле назначать своего наследника. Юридическим источником закона стала признаваться воля монарха. Законодательные акты издавались самим монархом либо сенатом от его имени.
Монарх был главой всех государственных учреждений: присутствие монарха автоматически прекращало действие местной администрации и передавало власть ему. Все государственные учреждения были обязаны исполнять решения монарха.
Монарх был верховным судьей и источником всей судебной власти. В его компетенции было рассмотрение любых дел независимо от решения судебных органов. Его решения отменяли все другие. Монарху принадлежало право помилования и утверждения смертных приговоров.
Боярская дума к концу XVII в. из органа, которому наряду с царем принадлежала вся полнота государственной власти, превратилась в периодически созываемое совещание приказных судей. Дума стала судебно-управленческим органом, осуществлявшим надзор за деятельностью исполнительных органов (приказов) и органов местного управления. Численность Боярской думы постоянно возрастала. В конце XVII в. из состава Думы выделились Ближняя дума и Расправная палата.
В 1701 г. функции Боярской думы были переданы Ближней канцелярии, которая координировала всю работу центральных органов управления. Чиновники, входившие в канцелярию, объединились в совет и получили название Консилии министров.
После образования сената в. 1711 г. Боярская дума была ликвидирована.
Сенат был учрежден в 1711 г. как высший орган управления общей компетенции, в которую входили судебная, финансовая, ревизионная и другие виды деятельности. Состав сената включал 9 сенаторов и обер-секретаря, назначавшихся императором.
Структура сената включала присутствие и канцелярию. Присутствие представляло собой общее собрание сенаторов, на котором обсуждались и принимались посредством голосования решения. Вначале требовался единогласный порядок принятия решений, с 1714 г решения стали приниматься большинством голосов. Указы сената должны были подписываться всеми его членами. Поступающие в сенат дела регистрировались и заносились в реестр, заседания подлежали протоколированию.
При сенате существовало несколько должностей, имевших важное значение в области государственного управления. Контроль за деятельностью сената был возложен на генерал-ревизора, которого позже сменил обер-секретарь сената. Для надзора за деятельностью всех учреждений, в том числе и сената, учреждались должности генерал-прокурора и обер-прокурора. Им подчинялись прокуроры при коллегиях и надворных судах.
В 1722 г. сенат был реформирован тремя указами императора. Был изменен состав сената: в него стали входить высшие сановники, не являвшиеся руководителями конкретных ведомств. Президенты коллегий, кроме Военной, Морской и Иностранной, были исключены из его состава. Сенат становился надведомственным контрольным органом. Таким образом, реформа 1722г. превратила сенат в высший орган центрального управления.
Перестройка приказной системы управления произошла в 1718—1720гг. Большинство приказов было ликвидировано, а на их месте учреждены новые центральных органы отраслевого управления — коллегии.
Сенатом были определены штаты и порядок работы коллегий. В состав коллегий входили: президенты, вице-президенты, четыре советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, актуариус, регистратор, переводчик и подьячие.
В декабре 1718 г. был принят реестр коллегий. Важнейшими, «государственными», являлись три коллегии: Военная коллегия, Адмиралтейств-коллёгия, Коллегия иностранных дел. Другая группа коллегий занималась финансами государства: Камер-коллегия, ответственная за доходы государства, Штатс-кон-тор-коллегия — за расходы и Ревизион-коллегия, контролирующая сбор и расход казенных средств. Торговля и промышленность находились в ведении сначала двух, а затем трех коллегий: Коммерц-коллегии (ведавшей торговлей), Берг-коллегии (занимавшейся горным делом), Мануфактур-коллегии (занимавшейся легкой промышленностью). Наконец, судебную систему страны курировала Юстиц-коллегия, а две сословные коллегии — Вотчинная и Главный магистрат — управляли дворянским землевладением и городскими сословиями.
Функции, внутреннее устройство и порядок делопроизводства в коллегиях определялись Генеральным регламентом, объединившим нормы и правила, регламентирующие порядок работы учреждения.
В ходе создания новых органов управления появились новые титулы: канцлер, действительный тайный и тайный советники, советники, асессоры и др. Штатные и придворные должности были приравнены к офицерским рангам. Служба становилась профессиональной, а чиновничество — привилегированным сословием.
Во второй половине XVII в. продолжала действовать следующая система местных органов управления: воеводское управление и система областных приказов. Реорганизация местных органов управления произошла в начале XVIII в. Главными причинами этих преобразований явились: рост антифеодального движения и необходимость в развитом и слаженном аппарате на местах. Преобразование местных органов управления началось с городов.Указом 1702 г. был отменен институт губных старост, а их функции были переданы воеводам. Отмечалось, что воеводы должны были управлять делами совместно с выборными дворянскими советами. Таким образом, сфера местного управления получила коллегиальное начало.
С 1708 г. вводилось новое территориальное деление государства: территория России была разделена на восемь губерний, по которым были расписаны все уезды и города. В период 1713—1714 гг. число губерний возросло до одиннадцати. Возглавлял губернию
Губернии разделялись на уезды, возглавляемые комендантами. Во главе провинций стояли обер-коменданты.
К 1715 г. сложилась трехзвенная система местного управления: уезд — провинция — губерния.
Вторая областная реформа была проведена в 1719 г.: территория государства разделялась на 11 губерний и 45 провинций (впоследствии их количество увеличилось до 50).
Провинции делились на округа-дистрикты. В 1726 г. дистрикты были упразднены, а в 1727 г. восстановлены уезды.
Провинции стали основными единицами управления. Во главе наиболее важных провинций стояли генерал-губернаторы и губернаторы, остальные провинции возглавлялись воеводами. Им были предоставлены широкие полномочия в административной, полицейской, финансовой и судебной сферах. В своей деятельности они опирались на канцелярию и штат помощников. Управление дистриктами возлагалось на земских комиссаров.
В 1718—1720гг. была осуществлена реформа органов городского самоуправления. Создавались выборные сословные коллегиальные органы управления, получившие название магистратов. Общее руководство городовыми магистратами осуществлял Главный магистрат. В его состав входили: обер-президент, президент, бургомистры, ратманы, прокурор, главный судья, советники, асессоры и канцелярия. С 1727 г., после ликвидации Главного магистрата, городовые магистраты стали подчиняться губернаторам и воеводам.
В XVII—XVIII вв. шел процесс создания регулярной армии.
В конце XVII в. была расформирована часть стрелецких полков, прекратило свое существование дворянское конное ополчение. В 1687 г. были созданы «потешные» полки: Преображенский и Семеновский, составившие ядро новой армии.
Военные реформы Петра I решали вопросы комплектования и организации армии.
В период 1699—1705 гг. в России была введена рекрутская система комплектования армии. Рекрутской повинности подлежало все податное мужское население. Служба была пожизненной. Солдаты набирались в армию из крестьян и горожан, офицеры — из дворян.
Для подготовки офицерских кадров были открыты военные школы: бомбардиров (1698 г.), артиллерийские (1701,1712 гг.), Морская академия (1715 г.) и др. В офицерские школы принимались в основном дети дворян.
До 1724 г. при наборе рекрутов исходили из подворной раскладки, т. е. от 20 дворов брали одного рекрута. После проведения подушной переписи населения в основу набора рекрутов было положено число душ мужского пола.
В начале XVIII в. управление армией осуществляли Разрядный приказ, Приказ военных дел, Приказ артиллерии, Провиантский приказ и ряд других военных приказов. После образования сената в 1711 г. и Военной коллегии в 1719г., созданной из объединенных военных приказов, управление армией перешло к ним. Руководство флотом было возложено на Адмиралтейскую коллегию, основанную в 1718г.
Армия делилась на полки, полки — на эскадроны и батальоны, а те, в свою очередь, — на роты.
Введение централизованного управления армией позволило лучше осуществлять руководство ею как в мирное, так и в военное время и обеспечивать всем необходимым. В результате проведенных реформ русская армия стала самой передовой армией в Европе.
studfiles.net
особенности абсолютизма в россии
К концу XVII в. в России начинает складываться абсолютная монархия, которая возникла не сразу после образования централизованного государства и установления самодержавного строя, т.к. самодержавие не есть абсолютизм.
Предпосылки возникновения абсолютной монархии в России сложились еще во второй половине 16 в., при Иване 4. К концу 17 в. начинает складываться абсолютная монархия как тип государственной власти. Период абсолютизма прошли в своем развитии все европейские государства. Монархию можно считать абсолютной, если она обладает следующими признаками:
Сосредоточение всей власти в руках одного монарха,
Наличие сильного бюрократического аппарата,
Наличие постоянной армии,
Произошла ликвидация сословно-представительных учреждений.
Однако, совпадая по своей форме с абсолютными монархиями в Европе, российская монархия была иной по социально-экономическому содержанию. Особенностью абсолютизма в России было то, что он возник не на основе развития капиталистических отношений, как в Европе, а на основе крепостнических отношений. Социальной базой абсолютизма в России были не дворяне и буржуазия, как в Европе, а крепостническое дворянство, служилое сословие и купечество.
Характерными чертами политики периода абсолютной монархии были:
расширение территории,
закрепощение крестьян,
усиление роли государства,
регламентация прав и обязанностей всех сословий.
Экономической основой российского абсолютизма было мануфактурное производство, барщинное хозяйство и складывающийся всероссийский рынок.
С середины 17в. при царе Алексее Михайловиче стали формироваться некоторые элементы абсолютизма. Так, реже стали созываться Земские Соборы, упала роль Боярской Думы и выросла роль приказной бюрократии, началось изживание основных принципов феодальной службы (местничества), увеличилась солдатских и рейтерских полков иноземного строя, что приближало войска к регулярной армии. Кроме того, выросла роль светской культуры, Россия постепенно вливалась в систему Европейских государств (мир с Речью Посполитой, присоединение к антитурецкой коалиции).
Юридическое оформление абсолютизма форсированными темпами началось при Петре 1. Это выразилось в том, что Россия в 1721 г. была объявлена империей, а Петр – императором. Законодательная формула абсолютизма в толковании 20 Артикула Воинского Устава выглядела так: «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь по своей воле и благомнению управлять». «Духовный регламент» 1721 г. содержит такое определение: «Император Всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает».
Началось строительство новых органов власти и управления: создан Сенат (1721), учреждена должность Генерал-прокурора (1722), приказы были заменены коллегиями, проведена реформа местного самоуправления, упразднено Патриаршество (1700), вместо него создан Синод (1718). Сюда же можно отнести появление государственной росписи расходов и доходов, переход к подушному обложению, а также создание «Табели о рангах», заложившей единые принципы выслуги по военной и гражданской службе. В 1722 г. появился Генеральный Регламент, Устав гражданской службы, Воинский и Морской уставы. Указ о престолонаследии 1722 г. давал право императору самому назначать наследника престола.
Экономической политикой периода абсолютизма стало поощрение торговли. Развитие горного дела, мануфактур и сельского хозяйства, связанного с нуждами государства, армии и флота. Это выращивание технических культур, овцеводство, коннозаводство, винокурение, лесное хозяйство. Новой стороной деятельности государства стало открытие и описание новых земель. Появилась в абсолютистском государстве и новая идеология. Распространились переводы трудов европейских политиков и юристов, появилось сочинение сподвижника Петра 1 Ф. Прокоповича «Правда воли монаршей», где обосновывается идея сильной самодержавной власти.
Оформление абсолютизма происходило в жестких формах – выросли повинности крестьян и посадских людей, были введены многочисленные чрезвычайные налоги и сборы, население сгоняли на строительство дорог, каналов, крепостей, что вызывало многочисленные случаи гибели людей.
Оформившись при Петре 1, абсолютная монархия продолжала укрепляться при Анне Иоановне, Елизавете, Екатерине II.
К концу XVII в. в России начинает складываться абсолютная монархия, которая возникла не сразу после образования централизованного государства и установления самодержавного строя, т.к. самодержавие не есть абсолютизм.
1) Абсолютизм и его особенности.
Для абсолютной монархии характерно максимальное сосредоточение власти (как светской, так и духовной) в руках одной личности. Сосредоточение власти осуществлялось египетскими фараонами, римскими императорами и диктаторами XX в. Это не было абсолютной монархией. Для возникновения последней необходим переходный период от феодальной системы к капиталистической. Этот период в разных странах происходил в разные периоды, сохраняя при этом общие черты.
Для абсолютной монархии характерно наличие сильного, разветвлённого профессионального бюрократического аппарата, сильной постоянной армии, ликвидации всех сословно-представительных органов и учреждений. Эти признаки присущи и российскому абсолютизму. Однако у него были и свои существенные особенности:
— абсолютная монархия в Европе складывались в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов (особенно крепостного права), а абсолютизм в России совпал с развитием крепостничества;
— социальной базой западноевропейского абсолютизма был союз дворянства с городами (вольными, имперскими), а российский абсолютизм опирался в основном на крепостническое дворянство, служивое сословие.
Установление абсолютной монархии в России сопровождалось широкой экспансией государства, его вторжением во все сферы общественной, корпоративной и частной жизни. Экспансионистские устремления выразились прежде всего в стремлении к расширению своей территории и выходу к морям.
Другим направлением экспансии стала политика дальнейшего закрепощения, принявшая наиболее жесткие формы в XVIII в. Усиление роли государства проявилось и в детальной, обстоятельной регламентации прав и обязанностей отдельных сословий и социальных групп. Наряду с этим происходила юридическая консолидация правящего класса, из разных феодальных слоёв сложилось сословие дворянства.
2) Идеология абсолютной монархии.
Идеология абсолютизма может быть определена как патриархальная. Глава государства (царь, император) представляется как «отец нации», «отец народа», который любит и хорошо знает чего хотят его дети. Он вправе их воспитывать, научать и наказывать. Отсюда стремление консолидировать всё, даже малейшие проявление общественной и частной жизни: указы I четверти XVIII в. предписывали населению, когда гасить свет, какие танцы танцевать на ассамблеях, в каких гробах хоронить, брить или не брить бороды и т.д.
Идея абсолютной монархии проявляется в России во второй половине XVII в. и тесно переплетается с проектами экономических преобразований страны.
Одно из первых теоретических обоснований установления абсолютной просвещенной монархии дал Семён Полоцкий, написавший свой «Жезл правления» к церковному собору (1666-1667). В трактате царская особа возвышается до уровня «царя-солнца», царской власти приписывается «божественное происхождение», отвергается любая критика или осуждение в её адрес. Царь, прямо отождествлялся со своим государством.
studfiles.net
Особенности абсолютизма в России | История Российской империи
Символ абсолютизма
«Государство – это я», — сказал Людовик XIV. Впрочем, эти слова приписывают и другим монархам. И в сущности, неважно, кто автор этого высказывания, главное – оно точно характеризует суть абсолютизма.
А если мы посмотрим в энциклопедический словарь, то найдем следующее более подробное определение абсолютизма: «Абсолютизм (от латинского absolutus — независимый, неограниченный), абсолютная монархия. Абсолютизм характеризуется тем, что глава государства, монарх, рассматривается как главный источник законодательной и исполнительной власти, которая осуществляется зависимым от него аппаратом; он устанавливает налоги и распоряжается государственными финансами. При абсолютизме достигается наибольшая степень государственной централизации, создаётся разветвлённый бюрократический аппарат (судебный, налоговый и т. д.), большая постоянная армия и полиция; деятельность типичных для сословной монархии органов сословного представительства или прекращается или теряет прежнее значение. Социальную опору абсолютизма составляет дворянство».
Абсолютизм как общее явление для стран Европы
Символы абсолютной монархии
При абсолютизме вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха.
Абсолютная монархия характерна практически для всех стран Европы до XVIII века, кроме Сан-Марино и некоторых кантонов Швейцарии, всегда бывших республиками. Некоторые историки рассматривают абсолютизм даже как естественную фазу исторического развития.
В эпоху Просвещения такая форма правления впервые идеологически оправдывается и подкрепляется: вспоминают римских юристов, которые признавали за государями абсолютную власть древних римских императоров, и принимают богословскую идею о божественном происхождении верховной власти.
После Великой Французской Революции происходит процесс постепенной демократизации и ограничения власти монарха. Но этот процесс проходил неравномерно: например, расцвет абсолютизма в странах Западной Европы приходится на XVII—XVIII вв., а в России абсолютная монархия просуществовала вплоть до XX века.
При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция; деятельность органов сословного представительства, как правило, продолжается.
Социальной опорой абсолютизма является дворянство. Возвеличиванию персоны государя служил пышный и изощренный дворцовый этикет. На первом этапе абсолютизм носил прогрессивный характер: он объединял государство едиными законами и устранял феодальную раздробленность. Для абсолютной монархии характерна политика протекционизма и меркантилизма, содействовавшая развитию национальной экономики, торговли и промышленности. Военная мощь государства укрепляется для возможности ведения завоевательных войн. Это общие для всех стран черты абсолютной монархии.
Но в каждой стране особенности абсолютизма определялись соотношением сил дворянства и буржуазии.
Абсолютизм в России
В России систему власти, созданную Петром I, принято называть абсолютизмом. Об абсолютизме Петра I вы можете прочитать на нашем сайте: Абсолютизм Петра I. И хотя расцвет абсолютизма как типа государственной власти в России происходил в ХVIII в., предпосылки его образования проявились в царствование Ивана Грозного (вторая половина ХVI в), а падение — в 1917 г.
П. Деларош «Портрет Петра I»
Иван Грозный проявлял черты самовластия. Он писал Андрею Курбскому: «Государь повелевает хотение свое творити от Бога повинным рабам своим»,»жаловать своих холопей мы вольны, а казнити вольны же». Российская государственность во времена Грозного имела многие особенности системы восточной деспотии. Деспотия — возможность произвола высшего носителя власти, не ограниченного никакими законами и опирающегося непосредственно на силу. Место человека в обществе определялось не знатностью и богатством, а близостью к монарху. Социальный статус и богатство исходили от власти. Все были равны перед монархом, фактически находясь в рабском состоянии.
Но существовали и объективные предпосылки этого: историко-географические условия страны, короткий сельскохозяйственный цикл, рискованность земледелия, низкий прибавочный продукт. В этих условиях создавался жесткий механизм принудительного изъятия той доли совокупного прибавочного продукта, которая шла на потребности самого государства — это один из определяющих факторов традиции деспотической власти.
Монета Банка России «Историческая серия»: «Окно в Европу. Деяния Петра I»
Другой фактор — наличие коллективной земельной собственности общины. Восточная окраска государственной власти стимулировалась не объективным
www.rosimperija.info
Особенности абсолютной монархии в России — Мегаобучалка
Становление абсолютной монархиив России относится к концуXVIIв. Для нее характерны следующие признаки:
• вся полнота государственной власти находится в руках одной личности;
• наличие профессионального бюрократического аппарата;
• создание сильной постоянной армии;
• отсутствие сословно-представительных органов и учреждений.
Для российского абсолютизма характерны следующие особенности:
• абсолютизм в России складывался в условиях развитияКрепостничества, а не в условиях развития капиталистическихотношений и отмены старых феодальных институтов, как в Европе;
• социальной опорой российского абсолютизма были крепостническое дворянство и служилое сословие, в то время какевропейский абсолютизм опирался на союз дворянства с городами.
Установление абсолютной монархии в России сопровождалось вмешательством государства во все сферы общественной и частной жизни. Усиление роли государства также выразилось в детальной регламентации прав и обязанностей сословий и социальных групп. Еще одним направлением экспансии стала политика дальнейшего закрепощения крестьян.
Идеология абсолютизмаможет быть определена какпатриархальная.По специальному указанию ПетраIФеофаном Прокоповичем был написан труд «Правда воли монаршей», в котором оправдывалась необходимость власти абсолютного монарха. Глава государства изображался «отцом народа», который знает, чего хотят его дети, поэтому о.и вправе их воспитывать, поучать и наказывать. Отсюда и желание контролировать все сферы общественной и частной жизни.
Возглавляет государство абсолютный монарх.Ему всецело и неограничено принадлежит высшая законодательная, исполнительная и судебная власть. Он также является главнокомандующим армии. С подчинением церкви монарх осуществляет руководство и государственной религиозной системой.
Изменяется порядок престолонаследия. В силу политических мотивов Петр Iлишил законного престолонаследника царевича Алексея права наследования. В 1722 г. был издан Указ о наследии престола, закреплявший право монарха по собственной воле назначать своего наследника. Юридическим источником закона стала признаватьсяволя монарха. Законодательные акты издавались самим монархом либо сенатом от его имени.
Монарх был главой всех государственных учреждений: присутствие монарха автоматически прекращало действиеместной администрации и передавало власть ему. Все государственные учреждения были обязаны исполнять решения монарха.
Монарх был верховным судьей и источником всей судебной власти. В его компетенции было рассмотрение любых дел независимо от решения судебных органов. Его решения отменяли все другие. Монарху принадлежало право помилования и утверждения смертных приговоров.
Боярская думак концуXVIIв. из органа, которому наряду с царем принадлежала вся полнота государственной власти, превратилась в периодически созываемое совещание приказных судей. Дума сталасудебно-управленческим органом, осуществлявшим надзор за деятельностью исполнительных органов (приказов) и органов местного управления. Численность Боярской думы постоянно возрастала. В концеXVIIв. из состава Думы выделились Ближняя дума и Расправная палата.
В 1701 г. функции Боярской думы были переданы Ближней канцелярии, которая координировала всю работу центральных органов управления. Чиновники, входившие в канцелярию, объединились в совет и получили название Консилии министров.
После образования сенатав. 1711 г. Боярская дума была ликвидирована.
Сенат был учрежден в 1711 г. как высший орган управления общей компетенции, в которую входили судебная, финансовая, ревизионная и другие виды деятельности. Состав сената включал 9 сенаторов и обер-секретаря, назначавшихся императором.
Структура сената включала присутствиеиканцелярию.Присутствие представляло собой общее собрание сенаторов, на котором обсуждались и принимались посредством голосования решения. Вначале требовался единогласный порядок принятия решений, с 1714 г решения стали приниматься большинством голосов. Указы сената должны были подписываться всеми его членами. Поступающие в сенат дела регистрировались и заносились в реестр, заседания подлежали протоколированию.
Канцелярия, возглавляемая обер-секретарем, состояла из нескольких столов: разрядного, секретного, губернского, приказного и пр. В 1718 г. штат сенатских подьячих был переименован в секретарей, канцеляристов и протоколистов.
При сенате существовало несколько должностей, имевших важное значение в области государственного управления. Контроль за деятельностью сената был возложен на генерал-ревизора,которого позже сменилобер-секретарь сената. Для надзора за деятельностью всех учреждений, в том числе и сената, учреждались должностигенерал-прокурораиобер-прокурора.Им подчинялись прокуроры при коллегиях и надворных судах.
В 1722 г. сенат был реформирован тремя указами императора. Был изменен состав сената: в него стали входить высшие сановники, не являвшиеся руководителями конкретных ведомств. Президенты коллегий, кроме Военной, Морской и Иностранной, были исключены из его состава. Сенат становился надведомственным контрольным органом. Таким образом, реформа 1722г. превратила сенат в высший орган центрального управления.
Перестройка приказной системы управления произошла в 1718—1720гг. Большинство приказов было ликвидировано, а на их месте учреждены новые центральных органы отраслевого управления — коллегии.
Сенатом были определены штаты и порядок работы коллегий. В состав коллегий входили: президенты, вице-президенты, четыре советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, актуариус, регистратор, переводчик и подьячие.
В декабре 1718 г. был принят реестр коллегий. Важнейшими, «государственными», являлись три коллегии: Военная коллегия, Адмиралтейств-коллёгия, Коллегия иностранных дел. Другая группа коллегий занималась финансами государства: Камер-коллегия, ответственная за доходы государства, Штатс-кон-тор-коллегия — за расходы и Ревизион-коллегия, контролирующая сбор и расход казенных средств. Торговля и промышленность находились в ведении сначала двух, а затем трех коллегий: Коммерц-коллегии (ведавшей торговлей), Берг-коллегии (занимавшейся горным делом), Мануфактур-коллегии (занимавшейся легкой промышленностью). Наконец, судебную систему страны курировала Юстиц-коллегия, а две сословные коллегии — Вотчинная и Главный магистрат — управляли дворянским землевладением и городскими сословиями.
Функции, внутреннее устройство и порядок делопроизводства в коллегиях определялись Генеральным регламентом,объединившим нормы и правила, регламентирующие порядок работы учреждения.
В ходе создания новых органов управления появились новые титулы: канцлер, действительный тайный и тайный советники, советники, асессоры и др. Штатные и придворные должности были приравнены к офицерским рангам. Служба становилась профессиональной, а чиновничество — привилегированным сословием.
Во второй половине XVIIв. продолжала действовать следующая системаместных органов управления:воеводское управление и система областных приказов. Реорганизация местных органов управления произошла в началеXVIIIв. Главнымипричинами этих преобразований явились: рост антифеодального движения и необходимость в развитом и слаженном аппарате на местах. Преобразование местных органов управления началось с городов.
Указом 1702 г. был отменен институт губных старост, а их функции были переданы воеводам. Отмечалось, что воеводы должны были управлять делами совместно с выборными дворянскими советами. Таким образом, сфера местного управления получила коллегиальное начало.
С 1708 г. вводилось новое территориальное деление государства: территория России была разделена на восемь губерний, по которым были расписаны все уезды и города. В период 1713—1714 гг. число губерний возросло до одиннадцати. Возглавлял губерниюгубернаторилигенерал-губернатор,объединявший в своих руках административную, судебную и военную власть. В своей деятельности он опирался на вице-губернатора и четырех помощников по отраслям управления.
Губернии разделялись на уезды, возглавляемые комендантами.Во главе провинций стоялиобер-коменданты.
К 1715 г. сложилась трехзвенная система местного управления: уезд — провинция — губерния.
Вторая областная реформабыла проведена в 1719 г.: территория государства разделялась на 11 губерний и 45 провинций (впоследствии их количество увеличилось до 50).
Провинции делились на округа-дистрикты. В 1726 г. дистрикты были упразднены, а в 1727 г. восстановлены уезды.
Провинциистали основными единицами управления. Во главе наиболее важных провинций стояли генерал-губернаторы и губернаторы, остальные провинции возглавлялись воеводами. Им были предоставлены широкие полномочия в административной, полицейской, финансовой и судебной сферах. В своей деятельности они опирались на канцелярию и штат помощников. Управление дистриктами возлагалось наземских комиссаров.
В 1718—1720гг. была осуществлена реформа органов городского самоуправления.Создавались выборные сословные коллегиальные органы управления, получившие название магистратов. Общее руководство городовыми магистратами осуществлял Главный магистрат. В его состав входили: обер-президент, президент, бургомистры, ратманы, прокурор, главный судья, советники, асессоры и канцелярия. С 1727 г., после ликвидации Главного магистрата, городовые магистраты стали подчиняться губернаторам и воеводам.
В XVII—XVIIIвв. шел процесс созданиярегулярной армии.
В конце XVIIв. была расформирована часть стрелецких полков, прекратило свое существование дворянское конное ополчение. В 1687 г. были созданы «потешные» полки: Преображенский и Семеновский, составившие ядро новой армии.
Военные реформы Петра Iрешали вопросы комплектования и организации армии.
В период 1699—1705 гг. в России была введена рекрутская системакомплектования армии. Рекрутской повинности подлежало все податное мужское население. Служба была пожизненной. Солдаты набирались в армию из крестьян и горожан, офицеры — из дворян.
Для подготовки офицерских кадров были открыты военные школы: бомбардиров (1698 г.), артиллерийские (1701,1712 гг.), Морская академия (1715 г.) и др. В офицерские школы принимались в основном дети дворян.
До 1724 г. при наборе рекрутов исходили из подворной раскладки, т. е. от 20 дворов брали одного рекрута. После проведения подушной переписи населения в основу набора рекрутов было положено число душ мужского пола.
В начале XVIIIв. управление армией осуществляли Разрядный приказ, Приказ военных дел, Приказ артиллерии, Провиантский приказ и ряд других военных приказов. После образования сената в 1711 г. и Военной коллегии в 1719г., созданной из объединенных военных приказов, управление армией перешло к ним. Руководство флотом было возложено на Адмиралтейскую коллегию, основанную в 1718г.
Армия делилась на полки, полки — на эскадроны и батальоны, а те, в свою очередь, — на роты.
Введение централизованного управления армией позволило лучше осуществлять руководство ею как в мирное, так и в военное время и обеспечивать всем необходимым. В результате проведенных реформ русская армия стала самой передовой армией в Европе.
megaobuchalka.ru
29. Особенности становления абсолютной монархии в России.
I. К концу XVII в. в России начинает складываться абсолютная монархия. Для ее возникновения необходим переходный период от феодальной к капиталистической системе. Для абсолютной монархии характерно: — максимальное сосредоточение власти (как светской, так и духовной) в руках одной личности; — наличие сильного, разветвленного профессионального бюрократического аппарата; — создание постоянной армии, — ликвидация всех сословно-представительных органов и учреждений. Все эти признаки были присущи и российскому абсолютизму. Однако у него были свои существенные особенности: — абсолютизм в России складывался в условиях развития крепостничества, а не в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов, как в Европе; — социальной опорой российского абсолютизма были крепостническое дворянство и служилое сословие, в то время как европейский абсолютизм опирался на союз дворянства с городами.
II. Причины перехода: Во второй половине XVII в. не только возникла необходимость, но и сложилась возможность установления абсолютной монархии. Эта возможность была подготовлена развитием государства в предыдущий период. Вместо своевольного дворянского ополчения было создано постоянное войско. Развитие приказной системы подготовили армию чиновничества. Царь получил независимые источники дохода в виде ясака (налога преимущественно пушниной с народов Поволжья и Сибири) и винной монополии. Теперь ему не нужно было спрашивать разрешения у земских соборов на начало войны или иное серьезное мероприятие. Необходимость в сословно-представительных органах отпала, и они были отброшены. Это означало, что монарх освободился от всяких пут, что его власть стала неограниченной, абсолютной.
III. Становление абсолютной монархии в России сопровождалось вмешательством государства во все сферы общественной и частной жизни. Усиление роли государства также выразилось в детальной регламентации прав и обязанностей сословий и социальных групп. Еще одним направлением экспансии стала политика дальнейшего закрепощения крестьян.
Идеология абсолютизма может быть определена как патриархальная. По специальному указанию Петра 1 Феофаном Прокоповичем был написан труд «Правда воли монаршей», в котором оправдывалась необходимость власти абсолютного монарха. Глава государства изображался «отцом народа», который знает, чего хотят его дети, поэтому он вправе их воспитывать, поучать и наказывать. Отсюда и желание контролировать все сферы общественной и частной жизни.
Правящим классом оставалось дворянство. В период формирования абсолютной монархии происходила консолидация этого сословия. Особое положение феодальной аристократии (боярства) уже в конце XVII в. резко ограничивается, а затем и ликвидируется. Важным шагом в этом направлении являлся акт об отмене местничества (1682 г.).
Для системы властвования, установившейся в эпоху абсолютизма, характерны довольно частые дворцовые перевороты, осуществляемые дворянской аристократией и дворцовой гвардией.
Для политической идеологии абсолютизма характерно стремление к четкой классификации социальных групп и индивидов. Государство с помощью правовых норм стремится регламентировать деятельность каждого подданного. Поэтому для абсолютизма характерен еще один признак — обилие писаных юридических актов, принимаемых по каждому поводу.
Областью зарождения капиталистических элементов (без проявления которых невозможно установление абсолютизма) в России стали мануфактурное производство (государственное и частное), барщинное помещичье производство, от-ходные промыслы и крестьянская торговля (областью накопления капитала, разумеется, оставалась и купеческая торговля).
Складывается всероссийский рынок, центром торговых связей остается Москва.
studfiles.net
Глава I. Причины и особенности становления абсолютной монархии в России
С середины XVII века сословно-представительная монархия в Русском государстве
начинает постепенно трансформироваться в абсолютную монархию. Этот процесс
протекал медленно и состоял в том, что постепенно прекращается созыв Земских
соборов. Земские и губные старосты сначала были подчинены назначенным из
Москвы воеводам, а затем эти должности вообще упразднены. Усиливалась власть
царя, а Боярская дума теряла свое значение. Ее состав увеличивается до 94
человек (за счет думных дворян и дьяков), что уже само по себе делало весьма
затруднительным ее регулярный созыв. Дума теперь собиралась редко и царь стал
решать дела или единолично, или с двумя-тремя ближними советниками
(“комнатой”). Уходит в прошлое даже традиционная формула закона как источника
права: “царь указал, и дума приговорила”. Акты стали издаваться от имени
одного царя. Разрастается приказный бюрократический аппарат, появляются
первые солдатские и драгунские полки из “охочих людей” — ростки будущей
регулярной армии как важнейшего атрибута абсолютизма.
Окончательное оформление абсолютизма и его идеологическое обоснование приходится
уже на начало XVIII века, когда Петр I в Артикуле воинском с кратким
толкованием написал, что “его величество есть самовластный монарх, который
никому на свете о своих делах ответу давать не должен; но силу и власть имеет
свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и
благомнению управлять”[1]. В Уставе о
наследии престола (1722 г.) установлено было даже право монарха назначать себе
преемника. Иными словами, отменялось последнее еще сохранявшееся ограничение
власти монарха установившимся порядком престолонаследия.
Власть монарха становится неограниченной. В полной мере утверждается абсолютная
монархия. Однако в исторической и историко-правовой литературе существуют и
иные точки зрения. Ряд историков и юристов как дореволюционных, так и
современных считает, что абсолютизм или самодержавие (эти термины
рассматриваются как синонимы) утвердился еще с образования централизованного
государства, т.е. с Ивана III[2]. Другие,
утверждение абсолютизма относят к царствованию Ивана Грозного. Действительно, и
тот, и другой называли себя самодержцами. Это известно, как известно и то, что
власть обоих этих монархов была велика. Но ведь не менее известно и другое.
Именно при Иване Грозном собираются первые Земские соборы. Именно Земские
соборы решали вопрос о чрезвычайных налогах, сборе дворянского ополчения, без
чего царь не мог продолжать Ливонскую войну. Именно Земские соборы избирали
царей при пресечении династии (Бориса Годунова, Василия Шуйского, Михаила
Романова). Земский собор принял Соборное Уложение 1649 года, решил вопрос о
воссоединении Украины с Россией (1653 г.). Да и Боярская дума вовсе не была
безгласна. Она представляла собой действительно реальный орган верховной
власти, функционировавший вместе с царем. Следовательно, власть царя все же
ограничивалась, коль скоро важнейшие решения он принимал не самостоятельно и
единолично (как в XVIII в.), а совместно с Боярской думой и Земскими соборами.
Да и не было еще в руках царя в XVI в. и в первой половине XVII в. таких
непременных атрибутов абсолютизма как мощный бюрократический чиновничий
аппарат, регулярные армия и полиция. Бюрократический чиновничий аппарат можно
считать сформировавшимся лишь во второй половине XVII в., отдельные элементы
регулярной армии (полки нового строя) тоже появляются лишь к концу XVII в., а
регулярная полиция создается только в начале XVIII в. Таким образом, термин
“самодержавие” в XVI -XVII вв. вовсе не был синонимом термина “абсолютизм”. Эти
термины стали синонимами лишь применительно к XVIII — XIX векам.
Экономические и социальные условия для формирования абсолютизма сложились
лишь к концу XVII в. Ведь для содержания таких присущих абсолютистскому
государству государственных институтов, как мощный бюрократический аппарат,
регулярная армия, регулярная полиция нужны были большие деньги. Такие деньги
государева казна стала собирать в виде прямых и косвенных налогов, торговых,
таможенных и судебных пошлин и от государственных монополий лишь к концу XVII
в.
Экономический подъем и развитие внутреннего общероссийского рынка и внешней
торговли дали необходимые материальные ресурсы для становления абсолютистской
монархии и решения внутренних социально-политических и внешнеполитических
задач, стоявших перед страной. Однако развитие товарно-денежных отношений,
завершение формирования единого общероссийского рынка имело и свою оборотную
сторону. Оно привело к значительному увеличению повинностей крестьянства и
посадских людей, налогов и других платежей. А это, в свою очередь вело к
серьезному углублению социальных противоречий и напряженности в обществе. Во
второй половине XVII в. прокатилась волна восстаний городского населения. Для
подавления казацко-крестьянского восстания под предводительством С. Разина
потребовалось напряжение всех сил государства. Особенно обострились
социальные противоречия в XVIII в. Достаточно вспомнить восстания на Дону
(под предводительством К. Булавина) в Астрахани в начале века, волнения
работных людей на уральских заводах и московских мануфактурах, башкирское
восстание и крестьянскую войну под предводительством Е. Пугачева, потрясшей
самые основы Российского государства.
Подавление всех этих волнений и восстаний, сохранение феодального строя
потребовало консолидации господствовавшего дворянского сословия, усиления
власти монарха и сплочения вокруг него как главы данного сословия (“первого
дворянина”). Потребовалась также централизация государственного аппарата и
особенно его силовых структур: армии и полиции, и налогового аппарата, и
местного управления.
Однако в отечественной исторической и историко-правовой литературе долгое время
была распространена, да и сейчас она еще иногда имеет место, другая точка
зрения на социальную сущность абсолютной монархии
[3]. Вслед за К. Марксом и Ф. Энгельсом ряд авторов считал, что абсолютная
монархия возникает в переходные периоды, когда старые феодальные сословия
приходят в упадок, а из средневекового сословия горожан формируется современный
класс буржуазии, и когда ни одна из борющихся сторон не взяла еще верх над
другой, и при равновесии сил борющихся классов государственная власть получает
известную самостоятельность по отношению к обоим классам, как кажущаяся
посредница между ними. Этот вывод классиков марксизма совершенно справедлив по
отношению к Франции, к Англии, но он неприменим к России.
Во Франции и Англии буржуазия действительно достаточно рано оформилась как
особый класс и заявила о своих претензиях на участие во власти. Но следует
иметь в виду, что эти страны имели прямые выходы на мировые морские торговые
пути, что стимулировало развитие экономики. Особенно это относится к Англии,
находившейся из-за своего островного положения буквально на перекрестке
мировых морских торговых путей в Атлантике. Не случайно в Англии в XVI в.,
времени становления английского абсолютизма, удельный вес городского
населения составлял свыше 20 % от общей массы населения страны. Этим и
объяснялся тот факт, что английский абсолютизм имел незавершенный характер
(сохранялись парламент, местное самоуправление, постоянная регулярная армия
была невелика). Иное дело в России, находившейся вдали от мировых морских
торговых путей (а длительное время вообще не имевшей выхода к морю).
Городское население к началу XVIII в. не превышало 3,2 % от общей массы
населения. И буржуазия возникала при активной поддержке абсолютистской
власти, заинтересованной в создании и развитии промышленности, прежде всего в
интересах снабжения армии и флота артиллерией и иным вооружением и
боеприпасами. Поэтому ни о каком противостоянии буржуазии дворянству в XVIII
и даже в XIX вв. и речи быть не могло. Российская буржуазия стала заявлять о
своих претензиях на участие во власти лишь в начале XX века.
Таким образом, абсолютная монархия в России представляла собой в социальном
плане диктатуру дворян-крепостников. И одной из главных задач являлась охрана
феодально-крепостнического строя и обеспечение его функционирования. Не
случайно становление абсолютизма совпадает с окончательным юридическим
закреплением крепостного права. Но это не означает, что абсолютистское
государство защищало интересы лишь дворян-крепостников. Вовсе нет. Во-первых,
ему приходилось учитывать и интересы купечества, заводчиков, фабрикантов. Во-
вторых, по-прежнему остра была проблема защиты крайне протяженных границ
страны, не защищенных никакими естественными препятствиями (морями, горами и
т.д.). В третьих, по-прежнему стояла задача воссоединения родственных,
вышедших из одного корня славянских народов великороссов, украинцев и
белорусов. Перечисленные выше задачи имели безусловно общенациональный
характер Таким образом, абсолютизм на определенном этапе его развития (в XVII
— XVIII вв.) отражал общенациональные интересы и в этом смысле пользовался
определенной поддержкой всего населения, в том числе и основной массы
крестьянства, разрозненного, “атомизированного”, которое объединяла общая
православная религия и общая вера в доброго царя, хотя и окруженного “злыми
боярами”.
Ранняя форма абсолютизма, сложившаяся во второй половине XVII в. с Боярской
думой и боярской аристократией, оказалась недостаточно приспособленной к
решению указанных выше внутриполитических и особенно внешнеполитических
задач. И только дворянская империя, сформировавшаяся в результате реформ
Петра 1, с ее крайним авторитаризмом, предельной централизацией, мощными
силовыми структурами в виде регулярной армии и регулярной полиции, мощной
идеологической системой в виде Церкви, подчиненной государству, эффективной
системой контроля за деятельностью государственного аппарата (генерал-
прокурор и прокуроры на местах, институт фискалов, “всевидящее око” — тайная
канцелярия), оказалась способной успешно решить стоявшие перед страной
проблемы. Именно такая политическая форма организации, как дворянская империя
с ее тотальным контролем не только за материальными ресурсами страны, но и за
личностью подданных, вплоть до их поведения в частной жизни, смогла
мобилизовать все материальные и духовные ресурсы страны на решение основной
задачи — реконструкции экономики и даже самого уклада жизни — создание в
сжатые сроки военно-промышленного комплекса как основы военной мощи,
регулярной армии и флота, развитие науки и образования (учреждение Российской
Академии наук. Академии художеств, Московского университета и ряда других
учебных заведений). Реформы Петра I преобразили Россию, превратили ее в
великую европейскую державу.
studfiles.net
Особенности абсолютной монархии в России — КиберПедия
Есть несколько точек зрения на природу и особенности становления российского абсолютизма.
Самодержавие еще не есть абсолютизм. Общими признаками абсолютной монархии являются: наивысшая степень централизации власти, ликвидация или значительное ослабление сословно-представительных органов и учреждений, значительный рост профессионального бюрократического аппарата, наличие постоянной армии и полиции[8].
В России признаки абсолютизма начали складываться в первой четверти XVIII в. Однако российский абсолютизм имел и свои существенные особенности, которые оказали значительное влияние на всю последующую судьбу общества и государства.
Становление абсолютизма в России совпало с развитием и усилением крепостничества. Россия в значительной степени экономически и технически отставала от западных стран. Это потребовало от государства концентрации усилий и роста бюрократического аппарата.
Европейский абсолютизм был основан на союзе монаршей власти с городами. Для российского абсолютизма социальной опорой выступало крепостническое дворянство.
В европейских странах наряду с усилением монархической власти шел одновременно процесс либерализации общественных отношений, осмысления природы взаимоотношений общества и государства, происходили буржуазные революции. В России жизнедеятельность всех социальных групп и сословий детально регламентировалась государством, а всякое проявление свободомыслия или неповиновения властям жестко пресекалось.
Поэтому государство, сложившееся в начале XVIII в. в России, принято именовать полицейским государством[9].
Евразийский характер российской государственности, сочетание в нем восточных (главным образом, ордынских) и западных начал, объективная необходимость модернизации вызвали к жизни и по-русски трансформированный абсолютизм, где царь-батюшка превращается в «отца Отечества» и берет на себя историческую миссию его спасителя.
Широкомасштабная внешнеполитическая деятельность вызвала к жизни быстрый экономический рост: развиваются отхожие промыслы, крестьянская торговля, мануфактурное производство; российское купечество становится проводником экономической политики государства. Развитие буржуазных рыночных отношений требовало свободы передвижения населения, миграции рабочей силы. В условиях крепостничества основной рабочей силой становится посессионное крестьянство[10].
Утверждение абсолютизма органически связано с изменением политического и правового статуса носителя самодержавной власти. Присвоенный Сенатом Петру I в 1721 г. титул императора (с добавлением к нему персональных почетных титулов «Отца отечества», «Великого») только подтвердил и юридически закрепил фактически сложившуюся в России систему самодержавной власти. В толковании к ст. 20 «Артикула воинского» (1715) абсолютная власть монарха закреплена следующим образом: «… его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен. Но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять».
Императору принадлежало исключительное право издания законов, он был высшей административной и судебной инстанцией.
Петр изменил существующую систему престолонаследия на, не имеющую аналога в то время, передачу власти наследнику по воле царствующего монарха.
На пути утверждения абсолютизма имелась серьезная идеологическая преграда, которая выражалась в утверждении Освященного собора 1667—1668 гг., что «священство выше царства». После смерти патриарха Адриана (октябрь 1700 г.) новый патриарх не избирался. Указом Петра I от 16 (27) декабря 1700 г. был ликвидирован Патриарший разряд, а исполнение патриарших обязанностей возложено на рязанского митрополита Стефана Яворского, который именовался «Экзархом святейшего Патриаршего престола, блюстителем и администратором». Фактически это было равнозначно упразднению патриаршества. Манифестом от 25 января (5 февраля) 1721 г. патриаршество в России было официально упразднено и был учрежден Духовный Коллегиум (Духовная Коллегия), именуемый с 14 февраля 1721 г. Святейшим Правительствующим Синодом[11].
11 (25) мая 1722 г. была учреждена должность обер-прокурора Святейшего Правительствующего Синода, назначавшегося императором и призванного быть «оком государевым и стряпчим о делах государственных в Синоде». В своей деятельности обер-прокурор опирался на штат церковных фискалов. Церковь стала фактически государственным органом, в организационном и политическом отношении подвластном монарху, который стал фактически главой Русской православной церкви, правомочным решать все вопросы церковной жизни, за исключением вопросов, касающихся церковной доктрины и веры[12].
В результате рассмотрения особенностей российского абсолютизма можно констатировать следующее: становление абсолютной монархии в России было необходимо, в связи с развитием тенденции прихода государства в упадок, управление страной требовало большого контроля, так как внешние угрозы государства набирали оборот, в том числе со стороны Швеции на севере и Крымского ханства на юге, необходимо было обеспечить защиту крайне протяженных границ страны, а также воссоединения родственных, вышедших из одного корня славянских народов великороссов, украинцев и белорусов.
В связи с этим был создан в сжатые сроки военно-промышленный комплекс на основе регулярной армии и флота, развитие науки и образования, реорганизация государственного устройства, изменение административно-территориального деления и другие преобразования.
Глава 2. Преобразования Петра I
cyberpedia.su